Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Новое о лимфоме Ходжкина

18 января 2018Науч-поп
Текст:
Елена Шевченко
Поделиться:

Мы публикуем отрывки из лекции доктора медицинских наук Н.В. Мяковой и просим вас помочь пациентам, которым необходимы новые и эффективные препараты для лечения наиболее сложных случаев лимфомы Ходжкина.

Эта болезнь считается благоприятной во всех отношениях», — так начинает свою лекцию для сотрудников фонда «Подари жизнь» Наталья Валериевна Мякова, врач-гематолог, доктор медицинских наук, заведующая отделением онкогематологии Центра им. Дмитрия Рогачева. Мы публикуем отрывки из этой лекции и просим вас помочь пациентам, которым необходимы новые и эффективные препараты, резко повышающие шансы на излечение в сложных случаях болезни.

Болезнь подростков

Лимфомой Ходжкина называется злокачественная трансформация лимфоидной ткани. Раньше у нас в стране было принято называть болезнь лимфогранулематозом, но теперь мы придерживаемся международной классификации, где есть ходжкинская лимфома (названная в честь Томаса Ходжкина, замечательного врача и филантропа, который первым ее увидел и описал) и есть различные неходжкинские лимфомы.

Лимфома Ходжкина — болезнь с хорошим прогнозом не только для детей, но и для взрослых. Есть два пика заболевамости: 15-19 лет и после 50. До 15 лет она встречается редко, а вот в чуть более старшем возрасте составляет 16% от всех случаев опухолей, и это довольно много. То есть для нас лимфома Ходжкина — болезнь подростков.

Что именно ломает нормальную клетку лимфатического узла, почему она превращается в опухолевую, достоверно не известно. Очевидно, что развивается опухоль из клеток, отвечающих за иммунитет, а конкретно из В-лимфоцитов, то есть тех лимфоцитов, которые образуются в костном мозге. Из костного мозга лимфоцит идет в лимфатический узел, и там он «приобретает знания»: к нему приходят другие клетки, он вырабатывает на них ответ и после становится настоящим героем, способным убивать вредных агентов. Если на каком-то этапе происходит поломка генетического аппарата лимфоцита, то в норме лимфоцит должен умереть. Но иногда случается так, что он не умирает, а начинает расти, размножаться и превращаться в опухолевую массу. Этот механизм характерен и для любых других лимфом.

Что предрасполагает к болезни?

  • Различные иммунодефициты: врожденные или приобретенные.

  • Трансплантация органов или костного мозга.

  • Вирус Эпштейна-Барр. С ним уже встретилось 99% населения, поскольку вирус передается воздушно-капельным путем. Кто-то с ним встретился и просто выработал иммунитет, кто-то заболел инфекционным мононуклеозом и тоже сформировал иммунитет.

Как проявляется лимфома Ходжкина?

Существенно увеличиваются лимфатические узлы. Шея, средостение, другие области. Могут быть поражены лимфоидные органы — к примеру, селезенка. Могут поражаться и кости, костный мозг, плевра, легкие. Узлы могут быть безболезненные или болезненные, плотные, малоподвижные. Иногда они дорастают до гигантских размеров, потому что подростки никому, например, не показывают свою шею.

Бывают и другие симптомы: ребенок худеет (на десять и более процентов за месяц), лихорадит, потеет... В анализе крови может быть снижен гемоглобин, мало лимфоцитов, повышена СОЭ.

Лимфома Ходжкина может прикидываться другими заболеваниями. Бывает, что человек ходит с легкой температурой и низкими тромбоцитами. Его обследуют, осматривают, но не находят ни субстрата опухоли, ни узлов, которые появляются, к примеру, через полгода.

Чтобы поставить диагноз, нужны осмотр и инструментальное обследование, которое к тому же позволит определить стадию заболевания. Она зависит от количества пораженных узлов и органов. Раньше для этого мы делали компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ) всего организма с внутривенным контрастированием, теперь появился новый метод — позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), который позволяет увидеть зоны повышенного захвата глюкозы: все быстрорастущие ткани нуждаются в глюкозе. Он является стандартом для диагностики и отслеживания динамики лечения.

Как менялась терапия?

До 60-х годов XX века лечить лимфому Ходжкина не умели, больных просто облучали высокими дозами радиации. Затем стали пробовать химиотерапию, появились первые протоколы лечения. Потом стали сочетать химию с облучением, уменьшая его дозу. В 90-е годы случился некий прорыв, когда появились новые методы визуализации: КТ и МРТ. Идея последних лет заключается в том, чтобы уже на этапе диагностики выделить группу благоприятного прогноза: этих пациентов можно лечить не очень сильно и не очень токсично. При этом современная терапия предполагает максимальную эффективность при любой стадии и группе риска, главное — варьировать интенсивность. Принципиальным сейчас является то, что если после двух курсов химиотерапии опухоль ПЭТ-негативна (то есть ее очаги при ПЭТ-исследовании не определяются), ее можно не облучать. Если же она остается позитивной, ее нужно облучать, даже если исходная стадия болезни была небольшой.

Что касается облучения, здесь тоже не обошлось без прорывов. Раньше и доза была выше, и облучали все тело, потом стали облучать так называемыми «расширенными полями». Чем лучше развивалась первичная диагностика, тем лучше мы видели зону поражения и тем тоньше становились методы облучения. Облучение сейчас бьет ровно в цель, а назначая лечение, лучевые терапевты просчитывают, какой объем облучения дается на саму опухоль, какой объем облучения дается на близлежащие территории и какой объем получат ткани, которые вообще не должны его получать.

Полная победа?

Рецидивы существуют, по времени они делятся на ранние и поздние. Чтобы понимать, как и чем их лечить, было принято выделить для них группы риска.

  • Если стадия болезни была небольшой и рецидив поздний, это низкая группа риска.

  • Если стадия была большой, но рецидив поздний, это промежуточная группа риска.

  • Большие стадии болезни и ранний рецидив относятся к группе высокого или очень высокого риска.

Для первой и второй группы, скорее всего, понадобится химиотерапия и, возможно, облучение. Для третьей и четвертой показана трансплантация костного мозга — как правило, аутологичная, то есть переливать пациенту будут его же собственные стволовые клетки. Кроме того, если на стандартную терапию не будет ответа, могут быть использованы схемы химиотерапии с новейшими, а значит, и дорогостоящими препаратами. Речь идет об «Адцетрисе», «Опдиво» или «Китруде». Они стоят сотни тысяч рублей, и нам очень нужна помощь благотворителей: всех, кто поддерживает наших пациентов и дает им шанс на нормальную жизнь несмотря ни на что.

Прогноз хороший, но все же…

Вернемся к началу: прогноз у лимфомы Ходжкина хороший, но существуют отдаленные последствия болезни, о которых нельзя забывать.

  • Вторичные опухоли, и лидер здесь — рак молочной железы (причина — в облучении средостения). Опухоли возникают в 5-25 раз чаще, чем у тех, кто не болел. Кроме того, болезнь может развиться в более раннем возрасте. Поэтому всем женщинам, перенесшим в детстве лимфому Ходжкина, рекомендуется наблюдаться у маммолога, делать УЗИ молочных желез или МРТ. А для нас, врачей, это, пожалуй, самая основная причина убрать облучение из терапии девочек.

  • Мужское бесплодие, связанное с лекарствами, которые применяются. Поэтому подросткам (и взрослым) мы рекомендуем перед лечением сделать криоконсервацию спермы.

  • Из-за лекарств, которые используются во время лечения, могут возникать разного рода сердечные проблемы, легочная токсичность, пневмонии, затруднение функции дыхания.

  • Проблемы с щитовидной железой, включая рак этого органа, который, к счастью, легко лечится.

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari