Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Почему ребенок не дает себя лечить?

26 сентября 2018Психология
Текст:
Елена Шевченко
Поделиться:

Что такое «медицинский стресс»? Всегда ли ребенок боится врачей и уколов? Можно ли подготовиться к болезненным процедурам и врачебным манипуляциям? Какова роль родителя в этом процессе?

Если ребенок боится врачей (известная всем реакция на «белый халат»), тяжело воспринимает даже то лечение, которое не связано с болезненными или неприятными ощущениями, можно говорить о том, что он испытывает медицинский стресс. Иногда он проявляется активно: дети категорически избегают любых манипуляций, осмотров, физически сопротивляются им или проявляют агрессию. Но существует и более пассивная форма, которая не всегда распознается даже родителями. Ребенок замыкается, перестает контактировать с медперсоналом (например, не отвечает на вопросы врача), а также становится более отгороженным в общении с близкими людьми.

Рисунок: Валерий Рыбкин

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье. Он разделил его на две части: эустресс — воздействие, мобилизующее ресурсы человека для адаптации к новому опыту, и дистресс — хроническое, либо чрезмерно интенсивное с точки зрения резервов и возможностей психики человека воздействие, которое может привести к нарушениям адаптации. В нашей языковой культуре мы чаще используем слово «стресс» для обозначения второй ситуации. Мы не говорим «Я в дистрессе», мы говорим «Я в стрессе, я столкнулся со стрессовой ситуацией». Понятие стресс у нас наделено значением сложной и трудной ситуации, которая вызывает физическое и эмоциональное напряжение.

Откуда возникает медицинский стресс?

Так или иначе его испытывают все дети: трудно представить, что к болезненным процедурам, длительному лечению, тяжелой болезни у кого-то формируется хорошее, позитивное отношение. Другое дело, насколько сильно он выражен: у 80% пациентов отмечаются его отдельные проявления, у 20% — более выраженные.

В большинстве случаев медицинский стресс — явление краткосрочное. И не всегда связанное со страхом перед врачами и процедурами. Например, ребенок попадает в больницу, и вдруг родители замечают, что он становится как будто младше. Начинает хуже говорить или обслуживать себя, перестает проситься в туалет. Психологи называют это состояние психическим регрессом. Но постепенно дети привыкают к новой ситуации, настраиваются на лечение и отставание исчезает. Случаются и отсроченные проявления медицинского стресса, когда уже после окончания лечения у ребенка сохраняется тревога, или он жалуется на боль, причину которой не могут обнаружить. Возможны панические атаки, из-за длительного медицинского стресса дети могут стать более замкнутыми, неуверенными в себе, хуже будут идти на контакт с ровесниками и взрослыми людьми.

Почему появляется медицинский стресс?

  • Индивидуальные особенности: повышенная чувствительность, склонность к тревожным реакциями. Таким детям сложнее регулировать свое эмоциональное состояние, труднее привыкать к новым ситуациям, в том числе, связанным с лечением.

  • Негативный опыт. Возможно, однажды ребенок уже был напуган врачебными манипуляциями. Но дело не только в детях. Если родители с недоверием относятся к больницам, медицинскому персоналу, это оказывает большое влияние на ребенка, который воспринимает ситуацию лечения и вообще все, что с ним происходит, глазами родителей. Если он видит напряжение, недоверие в отношениях между родителями и персоналом, ему тоже будет трудно им доверять. Очень важно знать, что в общении с ребенком никогда нельзя использовать запугивающие конструкции в «воспитательных целях»: «Будешь плохо себя вести/плохо есть, отведу к врачу/сделают укол».

  • Боль потери. Если в семье есть опыт борьбы с тяжелым заболеванием, которая закончилась смертью близкого человека, ситуация лечения может восприниматься особенно остро и болезненно всеми членами семьи, включая ребенка.

  • Психологическое состояние родителей: для ребенка очень важно видеть и понимать, насколько хорошо с медицинским стрессом справляются близкие взрослые, иметь возможность опереться на них, получать их поддержку.

  • Стиль отношений в семье. Открытость членов семьи к различным переживаниям, способность принять разные чувства, которые возникают у ребенка без страха и осуждения, предоставляя ему поддержку, обучая различным способом эффективного совладания с трудностями – снижает медицинский стресс.

Кто наиболее подвержен медицинскому стрессу?

Наиболее высокий стресс испытывают дети, которые никак не были проинформированы о том, чем они болеют и как их будут лечить. Раньше в нашем обществе было не принято говорить о тяжелых заболеваниях даже со взрослыми людьми. Если происходило что-то действительно тяжелое, предпочитали промолчать, скрыть, думая, что так будет лучше. Но у каждого из нас независимо от возраста есть необходимость понять, что происходит. Если ребенку ничего не объяснили, он сам начинает искать ответы на свои вопросы: мы устроены так, что не можем приказать себе не думать и не разбираться.

Ребенок оказывается в больнице, и он, безусловно, хочет понять, почему. Что с ним не так. Если родители не помогают разобраться, он делает это самостоятельно, пытаясь склеить цельную картину из обрывков разговоров, эмоциональных родительских реакций, вывесок и объявлений в больнице: информации вокруг достаточно. И часто мы, психологи, врачи, видим, что эта склеенная ребенком картина реальности оказывается гораздо более запутанной и страшной, чем то, что с ним происходит на самом деле.

Информировать и объяснять

Обязательно говорите с детьми. Необязательно при этом называть диагноз: ребенку не так важно, как называется болезнь, ему важно понять суть, что в его организме не так и почему это произошло. Кроме того, ему необходимо убедиться, что он ни в чем не виноват, а когда мы говорим об онкогематологических заболеваниях, мы можем утверждать наверняка, что в их возникновении нет вины ребенка или его родителей. Важно, чтобы дети это знали и не чувствовали себя виноватыми.

Ребенку важно понимать, как его лечат, почему он лежит в больнице и почему ему нужно выполнять именно эти рекомендации. Если ничего ему не объяснять, то получится, что вся его жизнь состоит лишь из запретов и ограничений, которые непонятно зачем придумали врачи (или родители). Важно, чтобы дети ощущали себя членами команды, которая вместе борется против болезни. И что у них есть своя, очень большая работа: следить за состоянием здоровья, подсказывать врачу, как они себя чувствуют, выполнять правила, полоскать рот, правильно питаться.

Нужно ли готовить ребенка к процедурам?

Обязательно. Если мы не будем объяснять детям, что происходит и для чего, мы только больше напугаем их, хотя, возможно, нам кажется, что так мы убережем их от переживаний.

Если вы не знаете, как и что сказать, обратитесь к врачу, попросите его объяснить. Выработайте вместе с ним согласованную общую позицию. Помните, что детям очень важно разобраться в самых простых вопросах: где будет проходить процедура, кто ее будет делать, где в этот момент будет находиться мама и когда он снова сможет с ней встретиться. Такие функции могут брать на себя врачи или психологи, которые используют принципы подхода Child Life. Кроме того, у каждого родителя есть возможность подготовиться к разговору самостоятельно.

Можно ли отвлекать ребенка от болезненного укола/процедуры? Пожалуй, этот прием возможен только с грудными детьми, которым предстоит молниеносно быстрый укол. В этом случае можно отвлечь и успокоить. Ребенку постарше не рекомендуется говорить: «Да ничего такого», «Тебе не будет больно», если потом он эту боль почувствует. Такая ситуация опасна тем, что в следующий раз ребенок будет находиться в состоянии готовности к боли даже в безопасной ситуации.

И мы уже не сможем убедить его, что бояться нечего, потому что доверие будет нарушено. Попробуйте сказать: «Избежать укола/процедуры невозможно, будет очень неприятно, но быстро, пожалуйста, потерпи».

Кроме того, нужно стараться максимально избегать боли. В этом помогают всевозможные средства: пластыри, мази, спреи, которые продаются в аптеке.

Оправдать доверие

Доверительные отношения между родителям и детьми, родителями/детьми и медперсоналом очень важный фактор, который может либо усилить медицинский стресс, либо его уменьшить. Если ребенок доверяет людям, которые проводят лечение, если он знает, что его не обманут, предоставят ему выбор («Ты хочешь, чтобы мама подержала тебя за руку? Ты хочешь сесть или лечь? Сделаем это сейчас или сегодня попозже?»), ему будет проще переносить даже самые неприятные манипуляции.

Поделитесь с врачом информацией о том, как ребенок справляется с трудными ситуациями, что ему помогает. Сделайте это в самом начале вашего знакомства, не откладывайте до кризисных и сложных ситуаций.

Чем опасен медицинский стресс?

Психологическое состояние детей не может напрямую влиять на эффективность лечения. Но то, как чувствует себя ребенок, сказывается на том, как он будет соблюдать медицинские рекомендации, а это нередко является очень важным вкладом в победу над болезнью.

Если мы найдем возможность снизить эмоциональное напряжение пациентов (самыми простыми способами), поможем лучше адаптироваться к ситуации лечения, если ребенок в больнице не будет испытывать постоянный стресс, ему будет проще возвращаться к обычной жизни, чувствовать себя увереннее, больше доверять миру, потому что у него будет опыт сотрудничества в тяжелой ситуации, а не борьбы со взрослым миром. А это очень важно.

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari