Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Я в ресурсе

22 февраля 2022Психология
Текст:
Елена Шевченко
Поделиться:

Чем руководствуется человек, который поддерживает фонд/фонды? Почему приходит и почему остается? Нам было интересно поговорить о мотивах с психологом фонда Натальей Клипининой, а также прояснить свою позицию.

Самое приятное: начался этот разговор с того, что благотворительность сегодня становится все менее обязывающей, все менее принуждающей и токсичной. Она дает и обладает большим количеством свобод: люди могут сами выбирать и формат, и момент, и форму, исходя из собственных пониманий и особенностей.

Благотворительность сегодня — это территория свободы

Фото: Yulia Matvienko специально для Unsplash

От распространенного мотива: «Если я буду помогать, то откуплюсь от проблем», травматичного для помогающих (одно дело сделать доброе дело от избытка, другое — из суеверия), мы приблизились к более здоровому посылу: помогать и радовать. Например, на Новый год, подводя итоги и понимая, что есть возможность подарить подарок не только близким, но и тем, с кем не знаком, но кому нужна помощь.

Интересно, что благотворительность сегодня — это не только потребительская сфера, которая помогает закрывать чьи-то нужды, но и огромная возможность для самовыражения людей и реализации потребностей и желаний, которым не суждено осуществиться на работе или в жизни.

Токсичная благотворительность строится на других принципах: выжать слезу, нажать на чувство вины. Людям некомфортно, появляется мысль: «Я здоров, у меня все хорошо, и мне стыдно за это».

Наталья Клипинина, психолог фонда

Кроме того, люди идут в благотворительность не только чтобы делать хорошие дела, но и желая быть причастными к сообществу, которое делает хорошие дела, противостоит сложным процессам, социальным несправедливостям и катаклизмам. Многим хочется быть причастным к группе людей, вместе с которой можно делать доброе дело. Это дает силы, а также возможность контроля и управления собственной жизнью.

Прийти, чтобы остаться

В благотворительность человек может прийти, исходя из самых разных побуждений. Но если мы хотим, чтобы он остался, нужно ему что-то предложить. И вот тут уже не работает призыв «отказаться от чашки кофе». Потому что помогать можно из ресурса, который есть, а не отказываясь от чего-то. Это более устойчиво и комфортно, дает возможность делать свою жизнь более продуктивной, что, в свою очередь, поддерживает мотивацию помогать.

Важно, чтобы мотивы привлечения были не фальшивыми: из-за обманок люди разочаровываются. А мотивы могут меняться и трансформироваться со временем.

Наталья Клипинина, психолог фонда

Вот почему, если мы хотим, чтобы люди приходили и задерживались, нужно говорить и показывать бонусы благотворительности. Любая деятельность должна быть мотивированной. Поэтому так приветствуется свобода разных форм: человек может долго находиться там, где у него много разных смыслов. А когда смысл один — тревога, чувство вины, — на этом долго не продержишься. Как мотив заметить и прийти — да, но как повод, чтобы остаться, — увы, нет.

Радостно замечать, что, если человек остается, значит, благотворительность становится для него источником радости, вдохновения, осознанной историей. Человек попадает в новый мир, начинает понимать его культуру, возможности, открывает новые смыслы. И тогда его вовлеченность становится более осмысленной и зрелой.

Почему мы помогаем

Всего хватает, или Помогать приятно. Очень часто люди начинают помогать от избытка — появляется ощущение, что уже всего достаточно. Это больше связано не с какими-то конкретными возможностями или суммой достатка, а скорее с субъективным, внутренним ощущением ресурса. Этот диапазон очень велик: человек понимает, что ему хватает, а поделиться с другими — приятно. Как гласит мудрость: «Щедрость — это состояние души, а не кошелька». Это как раз объясняет, почему люди с достатком могут не спешить принимать участие в благотворительности.

Чтобы благотворительность стала массовым явлением, люди должны быть включены: знать о ней, видеть ее, с ней столкнуться. Это не происходит мгновенно.

Наталья Клипинина, психолог фонда

Информирование, или Помогать легко и безопасно. До тех пор, пока у человека нет информации, личного или близкого опыта соприкосновения с проблемами, ему вряд ли откроется их актуальность. Когда же у него появляется информация о том, что есть не только сложные ситуации, но и фонды, проекты, работа которых направлена на эффективное решение проблем, — это очень поддерживает и вдохновляет, мотивирует присоединиться и поучаствовать.

Личный опыт, или Помогать необходимо: в благотворительности мощный приток людей, которые сталкиваются с проблемой на личном опыте. Например, начинают помогать родственникам, близким, знакомым, а потом включаются в процесс. Просто потому что уже не могут игнорировать происходящее и делать вид, что ничего не происходит. Они чувствуют острую необходимость продолжать.

Территория свободы

Повторимся: благотворительность сегодня все больше основывается на осознанном выборе. И обращение к людям со стороны фондов строится не на воззвании к чувству вины и не на посыле «вы должны», а на обрисовывании качества проблемы, на представлении картины мира и возможности принимать самостоятельное решение. Именно в тот момент, когда им это комфортно, а не под влиянием сиюминутной ситуации.

Людям важно чувствовать, что благотворительность — это территория свободы: и в моменте, когда присоединиться, и в формате, как это делать. Чем больше форматов, возможностей, тем людям проще учесть свои интересы и возможности. Кто-то вкладывается финансово, кто-то помогает активностями и делами, идеями.

У каждого, кто помогает, должен быть свободный выбор: кто-то не любит, когда его принуждают; кто-то не хочет назойливости и травматизации, кто-то не желает читать истории детей, которым нужна помощь, кому-то проще более отстраненный формат — помогаешь, но не погружаешься. Кто-то, наоборот, откликается на ситуацию: форматов у благотворительности будет становиться больше. Идет формирование культуры. И очень важен семейный пример. Вовлечение детей и подростков: школьные ярмарки. Специальные форматы для выпускных. В этом ресурс для российской благотворительности: у нас до сих пор это дело взрослых.

Другие статьи на тему

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari